Реклама в Интернет
Главная страница : Фотоколлекция : Новости : Знакомства : Форумы InFrance :


Этот Форум открыт только для чтения
Все общение переносим сюда ...


Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему  Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
  Заголовок сообщения: Логика хаоса на делийских дорогах
Сообщение Добавлено: Вс май 27, 2007 4:14 pm 
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: Вс май 20, 2007 10:47 pm
Сообщений: 1452
Логика хаоса на делийских дорогах
Ян Ледер

В Дели, если считать с пригородами и предместьями, живет около 20 миллионов человек. И когда оказываешься на столичной улице, ощущение такое, будто все эти миллионы одновременно сели за руль.

Изображение
Пешие рикши
Рикша - один из самых тихих обитателей делийской дороги
Вернее, сели не все: рикши правят стоя.


Рикша - это индийский бурлак, только тянет он не лямку, а оглобли, к которым может быть прикреплено что угодно - "седан", "кабриолет" или неожиданный в этом контексте пикап, груженый свешивающимися с бортов тюками.

Из всех участников делийского дорожного движения рикши самые тихие: сигналить им нечем, на крик не хватает дыхания, и даже жестикулировать невозможно: руки заняты.


Кому шумим?

Но есть на делийских улицах и совсем бесшумные персонажи.

Вот что говорит россиянка Лидия, которая живет здесь шестой год и сама ездит, но не на рикшах, а на собственном автомобиле: "Слоны иногда появляются, иногда на них даже висят светоотражающие знаки. Но опаснее коровы, потому что на них таких знаков я не видела, у них просто глаза в темноте где-то в воздухе висят, и видишь их в последний момент".

Изображение
Велорикша
Велорикши более привилегированы, чем их пешие коллеги
Велорикши, в отличие от коров, слонов и своих пеших собратьев, оснащены звоночками, о чем они уведомляют окружающих каждую секунду.


Есть еще моторикши - трехколесные мотороллеры с жестяным тентом. Это средство передвижения в Азии называется "тук-тук" - по вполне понятной причине.

"Индийцы считают, что рикша - это их ответ на вызовы цивилизации, - говорит Лидия. - Работают они на сжиженном газе, воздуха не загрязняют, поймать рикшу очень легко в любое время и в любом месте".

Тук-туков в Дели действительно очень много, и каждый из них гудит с устрашающей регулярностью, так что впору переименовать их в "бип-бип".


Зебра на асфальте воспринимается здесь просто как элемент орнамента

"Звуковые сигналы здесь больше раздражают, чем помогают: гудят просто бесконечно", - говорит живущая в Индии вот уже 13 лет москвичка Татьяна. С Лидией она не знакома, но во мнении по поводу шума на городских улицах они сходятся.

"Тебе сигналят, даже если ты не мешаешь движению, - объясняет Лидия. - Потому что если человек едет, значит, ему нужно шум производить, предупреждать о том, что он едет".


Семья на колесах

Гудят в Дели не только рикши, но и обычные мотороллеры, которые если тук-тукам, уступают только количеством колес, но никак не числом пассажиров.

"Сидят папа и мама, - делится впечатлениями Татьяна. - Между рулем и папой - ребенок лет восьми. Между папой и мамой - ребенок лет четырех. На руках у мамы - еще один, грудной. И все это передвигается на двух колесах".

Настоящий мотоцикл - это уже признак респектабельности. Дамы-пассажирки путешествуют на них как истинные леди на породистых лошадях - свесив обе ноги на одну сторону.

Изображение
Пара на мотоцикле
Дамы ездят на мотоциклах, как на лошадях
"Так исторически сложилось, - говорит Татьяна, - в сари верхом не сядешь. И вот сидит такая дамочка, нога на ногу, на ногах шлепанцы, мотоцикл протискивается в любую щель между машинами, едва их не задевая, а она сидит и шлепанцем спокойно раскачивает. Фантастика!"


Автомобилисты ведут себя солидно и расслабленно, опуская стекла только когда нужно показать поворот. Многим это приходится делать рукой: нераздавленная оптика на делийских машинах встречается не чаще, чем боковые зеркала.

Те зеркала, которые не разбиты и не сорваны, почти всегда прижаты к машине, как уши у трусливой собаки: водители не хотят терять их во время столкновения с другими транспортными средствами и с пешеходами.


Элемент орнамента

Самих пешеходов на делийских улицах воспринимают только как помеху.

Вот, как переходит дорогу Рита, коренная жительница Дели: "Я лично жду, когда в поле зрения никого не будет. Иногда пять минут жду, иногда десять. А другие перебегают прямо между машинами... Зебра на асфальте воспринимается здесь просто как элемент орнамента".

Изображение
Грузовой мотороллер
В это трудно поверить, но это тоже мотороллер
Пешеходы - это неприкасаемые индийской дороги, самая низкая из каст, система которых существует здесь не одну тысячу лет. Нынешняя конституция Индии объявила кастовость вне закона, вот она и сублимировалась в отношения между теми, кто за рулем, и теми, кто без него.


Отношения, если верить статистике, далеко не самые романтичные. Вот цитата из пятничного, 2 февраля, номера газеты Hindustan Times: "В четверг в результате столкновения двух двигавшихся на большой скорости автомобилей в пригороде Дели погибли 12 человек. Утром того же дня армейский джип врезался в автомобиль, за рулем которого сидела молодой врач. Женщина погибла, ее муж в тяжелом состоянии госпитализирован. Всего за 2006 год на улицах Дели погибли 1910 человек".

В числе причин высокой смертности называют неграмотное планирование и обслуживание дорог, плохое состояние средств передвижения, несовершенство законодательства и неадекватное его исполнение.


Почем вождение для народа?

Полицейских на делийских дорогах хватает. Куда же они смотрят?

"А никуда, - в сердцах отвечает Татьяна. - Нарушаешь правила, вытаскиваешь 100 рупий [2,5 доллара], идешь к полицейскому, на этом все и заканчивается".

Изображение
Делийский автобус. Вид сзади
Поворотники на автобусах просто нарисованы на бамперах
"Большинство людей права здесь покупает, - продолжает она. - Иностранцу это обходится в 70-80 долларов, индийцу - еще дешевле. Я тоже их купила. А водители автобусов и вовсе не имеют никаких прав. Их нанимает владелец автобуса, они проходят первоначальное обучение - и выходят на трассу".


Делийский автобус - это сарай на колесах, окна которого снабжены металлическими решетками. Автобусы набиты под завязку, и если бы не решетки, народ вываливался бы наружу.

"Автобусы у нас всегда переполнены, в них всякие люди бывают, и женщинам страшно на них ездить", - жалуется индианка Рита.

А Лидия признается, что за все годы своей жизни в Дели ни разу в автобус и не заходила: "Даже страшно себе это представить. Для женщины это не очень приятно и небезопасно. Да и вообще автобусы достаточно жуткого вида".

Зато они всегда красиво расписаны, на задних бамперах у них нарисованы несуществующие поворотные лампочки. А на одном я видел надпись: "Обслуживаем вас больше 50 лет".

Прочел, посмотрел на кузов - и сразу поверил.


Логика хаоса

Изображение
Вооруженный человек в центре Дели
Вооруженных людей на делийских улицах больше чем достаточно
Автобусы, как и все остальное в Дели, движутся по индивидуальной, одним им известной траектории.


"Говорят, что если можешь водить машину в Дели, то можешь водить в любом городе мира, - говорит Рита. - У нас движение просто страшное. Все едут на красный свет, никто вообще никаких правил не соблюдает..."


А так ли это важно?

"Здесь не стоит следовать правилам; нужно начать водить - и вскоре понимаешь логику этого движения, - убеждена Лидия. - Да, это хаос, но на самом деле хаос достаточно логичный: кто больше, тот и прав, кто умудрился вырваться вперед, у того и приоритет".

"Водить здесь машину интереснее, чем на Западе, где нужно четко знать все повороты, все знаки. Здесь нужно знать направление. И - метод", - смеется Лидия.

И, похоже, ее точку зрения разделяют здесь многие. Та же газета Hindustan Times, выпуск от субботы, 3 февраля: "Только что проведенный опрос свидетельствует: столица - лучший город Индии для автомобилистов".

Вот ведь действительно все познается в сравнении. Вот и европейцы до сих пор убеждены в том, что самый шумный город в мире - Неаполь...
http://www.bbc.co.uk/


Последний раз редактировалось Olga Чт янв 01, 1970 3:00 am, всего редактировалось 0 раз(а).


Вернуться к началу
  Профиль Отправить личное сообщение  
 
Показать сообщения за:   Поле сортировки  
Начать новую тему  Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

cron

Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Текущее время: Вс апр 28, 2024 12:30 pm
Rambler's Top100

Подписаться на новости
Главная страница | форум | фотоколлекция | знакомства | почта сайта | использование материалов

-->


Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100