Логика хаоса на делийских дорогахЯн Ледер
В Дели, если считать с пригородами и предместьями, живет около 20 миллионов человек. И когда оказываешься на столичной улице, ощущение такое, будто все эти миллионы одновременно сели за руль.Пешие рикши
Рикша - один из самых тихих обитателей делийской дороги
Вернее, сели не все: рикши правят стоя.Рикша - это индийский бурлак, только тянет он не лямку, а оглобли, к которым может быть прикреплено что угодно - "седан", "кабриолет" или неожиданный в этом контексте пикап, груженый свешивающимися с бортов тюками.
Из всех участников делийского дорожного движения рикши самые тихие: сигналить им нечем, на крик не хватает дыхания, и даже жестикулировать невозможно: руки заняты.
Кому шумим?Но есть на делийских улицах и совсем бесшумные персонажи.
Вот что говорит россиянка Лидия, которая живет здесь шестой год и сама ездит, но не на рикшах, а на собственном автомобиле: "Слоны иногда появляются, иногда на них даже висят светоотражающие знаки. Но опаснее коровы, потому что на них таких знаков я не видела, у них просто глаза в темноте где-то в воздухе висят, и видишь их в последний момент".
Велорикша
Велорикши более привилегированы, чем их пешие коллеги
Велорикши, в отличие от коров, слонов и своих пеших собратьев, оснащены звоночками, о чем они уведомляют окружающих каждую секунду.Есть еще моторикши - трехколесные мотороллеры с жестяным тентом. Это средство передвижения в Азии называется "тук-тук" - по вполне понятной причине.
"Индийцы считают, что рикша - это их ответ на вызовы цивилизации, - говорит Лидия. - Работают они на сжиженном газе, воздуха не загрязняют, поймать рикшу очень легко в любое время и в любом месте".
Тук-туков в Дели действительно очень много, и каждый из них гудит с устрашающей регулярностью, так что впору переименовать их в "бип-бип".
Зебра на асфальте воспринимается здесь просто как элемент орнамента
"Звуковые сигналы здесь больше раздражают, чем помогают: гудят просто бесконечно", - говорит живущая в Индии вот уже 13 лет москвичка Татьяна. С Лидией она не знакома, но во мнении по поводу шума на городских улицах они сходятся.
"Тебе сигналят, даже если ты не мешаешь движению, - объясняет Лидия. - Потому что если человек едет, значит, ему нужно шум производить, предупреждать о том, что он едет".
Семья на колесахГудят в Дели не только рикши, но и обычные мотороллеры, которые если тук-тукам, уступают только количеством колес, но никак не числом пассажиров.
"Сидят папа и мама, - делится впечатлениями Татьяна. - Между рулем и папой - ребенок лет восьми. Между папой и мамой - ребенок лет четырех. На руках у мамы - еще один, грудной. И все это передвигается на двух колесах".
Настоящий мотоцикл - это уже признак респектабельности. Дамы-пассажирки путешествуют на них как истинные леди на породистых лошадях - свесив обе ноги на одну сторону.
Пара на мотоцикле
Дамы ездят на мотоциклах, как на лошадях
"Так исторически сложилось, - говорит Татьяна, - в сари верхом не сядешь. И вот сидит такая дамочка, нога на ногу, на ногах шлепанцы, мотоцикл протискивается в любую щель между машинами, едва их не задевая, а она сидит и шлепанцем спокойно раскачивает. Фантастика!"Автомобилисты ведут себя солидно и расслабленно, опуская стекла только когда нужно показать поворот. Многим это приходится делать рукой: нераздавленная оптика на делийских машинах встречается не чаще, чем боковые зеркала.
Те зеркала, которые не разбиты и не сорваны, почти всегда прижаты к машине, как уши у трусливой собаки: водители не хотят терять их во время столкновения с другими транспортными средствами и с пешеходами.
Элемент орнаментаСамих пешеходов на делийских улицах воспринимают только как помеху.
Вот, как переходит дорогу Рита, коренная жительница Дели: "Я лично жду, когда в поле зрения никого не будет. Иногда пять минут жду, иногда десять. А другие перебегают прямо между машинами... Зебра на асфальте воспринимается здесь просто как элемент орнамента".
Грузовой мотороллер
В это трудно поверить, но это тоже мотороллер
Пешеходы - это неприкасаемые индийской дороги, самая низкая из каст, система которых существует здесь не одну тысячу лет. Нынешняя конституция Индии объявила кастовость вне закона, вот она и сублимировалась в отношения между теми, кто за рулем, и теми, кто без него.Отношения, если верить статистике, далеко не самые романтичные. Вот цитата из пятничного, 2 февраля, номера газеты Hindustan Times: "В четверг в результате столкновения двух двигавшихся на большой скорости автомобилей в пригороде Дели погибли 12 человек. Утром того же дня армейский джип врезался в автомобиль, за рулем которого сидела молодой врач. Женщина погибла, ее муж в тяжелом состоянии госпитализирован. Всего за 2006 год на улицах Дели погибли 1910 человек".
В числе причин высокой смертности называют неграмотное планирование и обслуживание дорог, плохое состояние средств передвижения, несовершенство законодательства и неадекватное его исполнение.
Почем вождение для народа?Полицейских на делийских дорогах хватает. Куда же они смотрят?
"А никуда, - в сердцах отвечает Татьяна. - Нарушаешь правила, вытаскиваешь 100 рупий [2,5 доллара], идешь к полицейскому, на этом все и заканчивается".
Делийский автобус. Вид сзади
Поворотники на автобусах просто нарисованы на бамперах
"Большинство людей права здесь покупает, - продолжает она. - Иностранцу это обходится в 70-80 долларов, индийцу - еще дешевле. Я тоже их купила. А водители автобусов и вовсе не имеют никаких прав. Их нанимает владелец автобуса, они проходят первоначальное обучение - и выходят на трассу".Делийский автобус - это сарай на колесах, окна которого снабжены металлическими решетками. Автобусы набиты под завязку, и если бы не решетки, народ вываливался бы наружу.
"Автобусы у нас всегда переполнены, в них всякие люди бывают, и женщинам страшно на них ездить", - жалуется индианка Рита.
А Лидия признается, что за все годы своей жизни в Дели ни разу в автобус и не заходила: "Даже страшно себе это представить. Для женщины это не очень приятно и небезопасно. Да и вообще автобусы достаточно жуткого вида".
Зато они всегда красиво расписаны, на задних бамперах у них нарисованы несуществующие поворотные лампочки. А на одном я видел надпись: "Обслуживаем вас больше 50 лет".
Прочел, посмотрел на кузов - и сразу поверил.
Логика хаосаВооруженный человек в центре Дели
Вооруженных людей на делийских улицах больше чем достаточно
Автобусы, как и все остальное в Дели, движутся по индивидуальной, одним им известной траектории."Говорят, что если можешь водить машину в Дели, то можешь водить в любом городе мира, - говорит Рита. - У нас движение просто страшное. Все едут на красный свет, никто вообще никаких правил не соблюдает..."
А так ли это важно?"Здесь не стоит следовать правилам; нужно начать водить - и вскоре понимаешь логику этого движения, - убеждена Лидия. - Да, это хаос, но на самом деле хаос достаточно логичный: кто больше, тот и прав, кто умудрился вырваться вперед, у того и приоритет".
"Водить здесь машину интереснее, чем на Западе, где нужно четко знать все повороты, все знаки. Здесь нужно знать направление. И - метод", - смеется Лидия.
И, похоже, ее точку зрения разделяют здесь многие. Та же газета Hindustan Times, выпуск от субботы, 3 февраля: "Только что проведенный опрос свидетельствует: столица - лучший город Индии для автомобилистов".
Вот ведь действительно все познается в сравнении. Вот и европейцы до сих пор убеждены в том, что самый шумный город в мире - Неаполь...
http://www.bbc.co.uk/