Праздники являются важной составной частью обычаев и нравов тибетской народности. Эти праздники имеют связь или со старинными религиозными верованиями, или с самобытными обычаями и нравами нагорья. За каждым традиционным праздником стоит сказочное предание или какой-нибудь обычай. Праздник Нового года по тибетскому календарю отмечается каждый год в феврале или марте по григорианскому календарю, приблизительно в одно время с китайским праздником Весны по лунному календарю. Любитель фольклора Китая Ли сказала нашему корреспонденту:
«Среди многочисленных праздников тибетской народности праздник Нового года по тибетскому календарю является самым важным и оживленным праздником у тибетцев. Большинство тибетцев исповедует ламаизм, поэтому празднование Нового года имеет сильный религиозный дух».
В начале декабря по тибетскому календарю тибетцы приступают к подготовке новогоднего праздника. В канун Нового года в каждой тибетской семье делают генеральную уборку. В этот день во всех семьях тушат баранину и говядину, заранее достают деревянную посуду --- так называемую посуду счастья. Одну часть такой посуды наполняют мукой из ячменя «цзамбой», а другую --- зернами ячменя, и в ту и в другую втыкают колосья ячменя пяти цветов. Перед посудой счастья ставят несколько горок, сооруженных из разных пищевых продуктов, таких, как творог, сушеные персики и абрикосы и т.д. Все эти сложные композиции вместе с вином из голозерного ячменя, бараньей головой, фруктами, чаем, сливочным маслом и другими продуктами стоят на тибетском алтаре в главном зале. Вход в главный зал украшают узорами благополучия, символизирующими богатый урожай зерна, здоровье людей и рост поголовья скота в новом году.
Обычно в канун Нового года во всех семьях люди собираются вместе и едят «Гуту» --- галушки, приготовленные из девяти видов пищевых продуктов. В предании тибетцев говорится, что поедание «Гуту» способствует изгнанию зла, нечисти. Форма у галушек различная. В них кладут какие-нибудь «сюрпризы». Если кому-либо попадается такой «сюрприз», то он должен весело выплюнуть его, что всегда вызывает веселый смех и шутки у всех собравшихся за праздничным столом.
Песня «Джэга» обычно исполняется в новогодний праздник. В ней поется в большинстве случаев о благополучии и счастье. С веселой «Джэгой» тибетцы встречают Новый год. Говоря об этом, любитель фольклора Китая Ли сказала:
«В Новый год все члены семьи, переодевшись в новые одежды, сидят согласно старшинству в роде. Хозяйка ставит в нишу с изображением Будды пищевые продукты, символизирующие счастье и благополучие; проращенный ячмень, прожаренную муку, баранью голову и разные фрукты. Потом вся семья сидит вместе, все едят «счастливую еду» --- «жэньшэнь», сливочное масло, кондитерские изделия. После обеда члены старшего поколения подносят всем зерна. Каждый член семьи должен взять несколько зерен и бросить их вверх в знак жертвоприношения богу, затем несколько зерен люди кладут себе в рот. В этот день все семьи веселятся у себя дома, соседи и друзья не ходят друг к другу в гости».
На второй день Нового года по тибетскому календарю тибетцы начинают навещать родных и друзей, поздравлять друг друга с Новым годом. Праздничные мероприятия длятся полмесяца. Тибетцы поют песни, танцуют. А в животноводческих районах скотоводы зажигают костры. Днем и ночью проводятся состязания по метанию, перетягиванию каната, скачкам, стрельбе из лука и т.п.
Если Новый год по тибетскому календарю считается самым торжественным праздником у тибетцев, то праздник Сюедунь, или по-тибетски Шотон, который отмечается в конце лета и начале осени, --- самым красивым.
Праздник Сюедунь каждый год отмечается 30-го июня по тибетскому календарю. По-тибетски слово Сюедунь означает «праздник простокваши». История этого праздника связана с одним из постулатов ламаизма: ежегодно весной, когда расцветают цветы, все оживает. Чтобы случайно не убить ни одно живое существо, включая насекомых, монахи не выходят из храмов несколько месяцев. В конце лета ламы могут выходить из храмов, и добрые тибетцы угощают их простоквашей домашнего приготовления, выражая благодарность за их добрые действия. Любитель фольклора Китая Ли сказала:
«В настоящее время праздник Сюедунь уже стал народным праздником, во время которого можно посмотреть выступления артистов тибетской оперы, посетить храм Бэнфэн --- один из трех крупнейших буддистских храмов в Лхасе. Некоторые тибетцы уезжают в лес или на природу, где молодые люди могут петь и танцевать; а старики наслаждатся тибетской оперой».
_________________
|