Змеи, рожденные для полета Инесса Плескачевская, Пекин. Сведения об авторе С 20 по 25 апреля в китайском городе Вэйфань проходит Международный фестиваль воздушных змеев, в котором принимают участие более 1000 человек из многих стран мира. Одна из самых радостно-праздничных картинок китайской жизни - небо, усыпанное воздушными змеями. Оказавшись впервые на главной площади столицы Тяньаньмэнь, не сразу понимаешь, что означают эти парящие высоко в небе точки. Но потом видишь людей, чьи глаза прикованы к тем же летающим объектам, замечаешь в их руках тонкую веревочку-леску, и лишь затем понимаешь - воздушные змеи. Хотя почему их называют змеями? У них тысяча форм и расцветок, и змеи - лишь небольшая их часть. Нас, конечно, понятием "воздушный змей" не удивишь: даже если в детстве мы не развлекались подобным образом, мы знали об их существовании. Ничего удивительного - воздушные змеи известны в Европе с XVI века. Занимательно другое: их изобрели в Китае очень давно - в V или IV веке до н.э. Так что, как водится, мы снова немного отстали - в этот раз на 2000 лет. Утверждают, то авторство в создании воздушного змея принадлежит человеку по имени Лу Пань, который жил в V в. до н.э. и был прототипом божественного покровителя ремесленников, которого века спустя называли Куншу Пянь. Есть объяснение и попроще: когда-то очень и очень давно крестьянин работал в поле и, спасаясь от нестерпимой жары, одел на голову бамбуковую шляпу, сделанную из мягких тканей дерева. Однажды налетел сильный порыв ветра, а с ним с головы крестьянина улетела и шляпа. Он бросился вдогонку, но смог поймать только тесемку - так и бежал, держа за тесемку шляпу, которая продолжала лететь по ветру. В какое-то мгновение он понял, как это забавно - летающая бамбуковая шляпа, которая и стала прототипом первого воздушного змея. Утверждают, что легендарный Куншу Пянь и философ Мо Ти (который умер в 380 г. до н.э.) делали змеев в форме птиц, которые могли летать три дня и кувыркаться в воздухе. Несмотря на то, что запуск воздушных змеев - дело действительно веселое и забавное, на протяжении долгой истории их часто использовали в военных целях, например, начиняли порохом и взрывали, когда они достигали стана противника - такие вот воздушные бомбы. Даже первое известное истории разбрасывание листовок в 1232 году производилось с воздушных змеев - так призывали к восстанию военнопленых, захваченных монголами. Изобретательные китайцы использовали воздушных змеев и для рыбной ловли: пристраивали крючок и наживку к змею и запускали его далеко на середину озера или реки - чтобы близость лодки с людьми не спугнула рыбу. С VII-VIII века в Китае были известны музыкальные воздушные змеи, которые свистели или стонали, а также издавали звуки, напоминающие мелодию арфы. К воздушному змею крепили узкую полоску бамбука - если полоска была одна, это называлось "ветряная цитра". Если бамбуковых полосок, закрепленных по периметру рамы, выполненной в форме тыквы, было семь, это называлось "орлиная лютня". При этом китайцы использовали технику, давно им известную: долгое время они крепили бамбуковые полоски к хвостам голубей - для достижения того же музыкального эффекта. Китайские воздушные змеи - настоящие произведения искусства, украшающие многие музеи мира. Рисунки на воздушных змеях поражают разнообразием: разноцветные карпы и бабочки, орлы и улитки, павлины и летучие мыши, герои классических произведений и маски Пекинской оперы, боги и драконы - всех не перечислишь. Не обходится и без современных веяний - воздушные змеи в форме трактора, архитектурного здания или любимой баскетбольной команды. Китайцы верят, что игры с воздушными змеями полезны для здоровья. Запуская своего летающего друга весной, вы освобождаете организм от излишнего внутреннего жара (давления) и укрепляете иммунитет. Да и простое наблюдение за полетом небесных созданий приносит пользу: это хорошее упражнение для укрепления шейных позвонков и зрения. Для запуска воздушного змея обычно нужно два человека: один - чтобы держать катушку с ниткой, а другой - чтобы держать самого змея. Для того, чтобы управляться с большими драконами, которые зачастую достигают 70-100 м в длину, нужно уже три человека: один держит катушку и голову, другой - среднюю часть, а третий - хвост. "Когда вы чувствуете приближение порыва ветра, просто отпустите своего змея", - объясняет Ван Цзиньфэн, жительница Пекина, в свободное время запускающая воздушных змеев на Тяньаньмэнь. Она пытается убедить меня, что дело это - совсем не трудное, но стоящий рядом ее муж категорически не согласен: "На самом деле это не так-то просто, этому нужно учиться, приобретать навыки". Нить, соединяющая змея с катушкой, постоянно должна быть натянута, время от времени ее нужно подергивать. "Не спешите отматывать нить, делайте это только тогда, когда чувствуете, что змей пытается оторвать вас от земли", - учит Ван Цзиньфэн. Конечно, Тяньаньмэнь - одно из самых популярных мест для запуска воздушных змеев, здесь и зрителей побольше, и иностранцы, увлеченные зрелищем парящих в небе орлов, драконов и прочих созданий, охотно их покупают, чтобы, вернувшись домой, поразить друзей и соседей. Но когда приходит сезон, а это обычно весна и осень с их ветрами, поклонников древнего искусства можно встретить практически в каждом парке и просто вдоль дорог. Для запуска нужно много свободного пространства, особенно если змеи - большие по размерам. Знактоки, например, утверждат, что площадь Лихуа с ее 2000 кв. м хороша только для запуска маленьких и средних змеев, большим же там просто негде развернуться. Цены на змеев - самые разные: от 2 до 360 долларов, а то и дороже, в зависимости от размера и известности мастера. Если небесное создание сделано из шелка и водонепромокаемой бумаги в городе Вэйфан, столице всех китайских воздушных змеев, то не надейтесь выторговать его дешевле 12 долларов. Для многих китайцев запуск воздушных змеев - больше, чем просто хобби, это вся жизнь. Например, 50-летний Нань И и его друзья Линь Хунчжи и Гао Вэньнин все вечера проводят за этим занятием. Нань И говорит, что змеи привлекали его с детства. А во время студенческих лет наблюдать за их парением было единственным лекарством от болей в шее - последствий упорной учебы. Позднее он научился сам делать змеев и начал участвовать в соревнованиях. С годами его искусство достигло почти совершенства, и теперь Нань И судит международные соревнования. В 1978 году он был одним из учредителей Пекинской ассоциации воздушных змеев, сегодня в нее входит около 1000 человек. В 1987 году Нань И вошел в тройку сильнейших на Национальной конкурсе в Вэйфане. На следующий год его пригласили в Нью-Йорк для демонстрации исскусства создания и запускания воздушных змеев, в 1990 году - в Новую Зеландию, а в 1991 - в Сингапур. В 1992 году сбылась его давняя мечта - он победил на Международном конкурсе воздушных змеев в Вэйфане, в котором принимали участи представители 20 стран, в том числе из Канады, США, Великобритании, Франции и Нидерландов. Создание воздушных змеев - традиционное искусство, требующее сосредоточенности, мастерства и вдохновения. Первый шаг - дизайн. На ровной поверхности расстилается большой кусок шелка, и рисунок наносится сразу на ткань. Чуть дрогнула рука - будьте любезны, новый кусок шелка, но настоящий мастер делает это с первой попытки. Затем к рисунку крепится бамбуковый каркас, лишняя ткань обрезается. После этого к созданному "телу" крепится нитка или веревка. Так создается большинство змеев. Но, например, на дракона нужно затратить гораздо больше усилий. Самое сложное в огромном драконе - голова. Сначала тонкие полоски бамбука нагреваются над спиртовой лампой, затем очень аккуратно гнутся - в соответствии с замыслом создателя приобретают желаемую форму. После этого несколько согнутых полосок крепятся вместе с помощью нейлоновой нитки - так создаются отдельные части будущей драконьей головы. Затем к каждой части прикладывается шелковая ткань, на которой обозначаются контуры. После того, как эта работа выполнена, бамбуковый каркас покрывается шелковой тканью, излишки которой обрезаются. Затем разные части головы собираются воедино, после чего приходит время сделать дракона видящим - сотворить глаза. Их обычно делают из двух выпуклых пенных дисков, прикрепленных к круглым картонным основаниям. В каждом основании есть небольшое отверстие, которое позволяет воздушным течениям вращать глаза вокруг горизонтальной оси, расположенной в глазной впадине. Кстати, воздушные змеи с вращающимися глазами были известны в Китае уже в III в. до н.э. Законченная голова крепится к 40-50 метровому хвосту, и целый дракон привязывается к 300-метровой нитке. Нань И, который делает своих драконов исключительно интуитивно, без точных расчетов и инструкций, тратит на создание каждого около трех месяцев - правда, занимается он этим только в свободное от основной работы время. Каждый из его драконов стоит не меньше 600 долларов. Мэн Юань - на другом полюсе воздушного бестиария: он создает миниатюрных змеев, самый маленький из которых - всего лишь 6 кв. см. Среди его созданий в основном бабочки, стрекозы и другие насекомые. "Больших змеев можно запускать только на широком открытом пространстве весной и осенью. А мне бы хотелось, чтобы люди запускали их и летом, и зимой. Поэтому я решил делать маленьких змеев, которым не нужны большие пространства и сильный ветер, они могут взлететь от самого слабого дуновения", - объясняет Мэн Юань. Процесс создания миниатюрных змеев несколько отличается от того, как делают больших. "Самое сложное - крепление бамбука к шелку. Я должен крепить их очень аккуратно, деликатно, потому что если даже хотя бы чуть-чуть в конструкции что-то будет не на месте, мои миниатрюрные змеи не взлетят". Цель Мэнь Юаня - побить мировой рекорд в создании самого маленького воздушного змея. А еще он хочет сделать и очень большого - с головой дракона и телом змея, на котором будут закреплены портреты 108 китайских императоров. Он планирует закончить эту работу, а также создание 2008 воздушных насекомых как раз к открытию Олимпийских игр в Пекине в июле 2008 года. Нань И теперь сам судья на Международном фестивале в Вэйфане. Он говорит, что при определении победителя многое принимается во внимание: внешний вид змея, его конструкция, как он парит в воздухе. Оценивая внешний вид, судьи смотрят на рисунок, как собрана рама, на которой крепится шелковый или бумажный рисунок, в правильных ли местах произведено крепление, а также степень сложности, необходимая для крепления шелка или бумаги к раме. Вторая задача судей - оценить, как змей летает. Для этого внимательно наблюдают, как он взлетает, как долго способен парить в воздухе, как быстро достигает заданного участка. Если вдруг нитка запутывается, никаких штрафных очков нет - участник соревнований просто начинает все заново. Состязания проводятся по различным категориям: мягкие крылья, жесткие крылья, вертикальные, свободные и т.д. Так что если кто думал, то запускание воздушных змеев - простое дело, ошибался: здесь правила не менее четкие, чем в спорте. Воздушные змеи - в какой-то степени осуществление давней людской мечты о небе. Я вспоминаю один из своих любимых фильмов - "Андрей Рублев" Андрея Тарковского. Помните сцену, с которой он начинается? Полетев с церковной колокольни, сначала испуганный, а потом все более завороженный, человек кричит: "Я летю! Летю!". И черт с ним - с грустным финалом полета, несколько секунд, в лучшем случае минут, парения стоят всех затраченных усилий. Мы говорим, что человек летает, как птица, а китайцы скажут - как дракон. Описывая полет дракона, они утверждали, что сначала он разгоняется, используя облака вместо ступенек, а потом, достигнув высоты 40 ли, начинает свободное парение, используя потоки воздуха. Не напоминает ли это описание всем знакомый дельтаплан, который позволяет человеку планировать в небе с помощью воздушных течений? Если хорошенько присмотреться, то дельтаплан очень похож на огромного воздушного змея, правда? И это не просто ассоциация - первое упоминание о летающей конструкции, способной нести человека, найдено в письменных источниках династии Северная Ци (550-577 гг.). Исследователи утверждают, что первый полет на чем-то, очень напоминающем современный дельтаплан, был осуществлен в Китае в 559 г., ровно за 1335 лет до того, как Баден-Пауэлл сделал в 1894 году то же самое впервые в Европе. А до 1910 года все книги об авиации открывались главой о воздушных змеях. Да и первые авиаторы между собой часто называли свои аэропланы "змеями". Полетаем? Инесса Плескачевская, Пекин Рассказы Инессы Плескачевской на Удивительном Китае: И уже новая книга - Поднебесная страна. Очерки о современном и традиционном Китае Свежие идеи приходят только на свежую голову Изнанка изобилия Мобильник в роли громоотвода Берегись автомобиля Дело рук человеческих В детстве его били палкой Загадочная китайская душа Мой остров Форварды из Поднебесной Трудно быть богатым Аи, чаю! Сахар или опиум Неудивительно, но факт: чаще всего «делают это» в Китае Солдаты видели дракона Что творят, то и вытворяют Армада становится армией Красота спасет хирургов от безработицы "Покажи мне язык, и я скажу, чем ты болеешь..." Последствия атипичной пневмонии: туристическая отрасль Китая в нокдауне В Пекине почти все спокойно Совсем не медицинские последствия «атипичной пневмонии» Звонок из Поднебесной Послания вышивкой Что Овца нам припасла В Китай, на заработки... Шаолиньские воины и нирвана в бою Пекин. Города мира, в которых стоит побывать хотя бы раз в жизни Кулинарные приключения на родине пельменей Как стать счастливым в своем доме, спросите у ветра и воды Восточная блудница Что значит быть блондинкой в Пекине и Лондоне В новом году - на коне Женщины с ногами "золотым лотосом" Самые знаменитые места в Китае Улицы красных фонарей. Китайский стиль Что в номере тебе моем? Итальянская мода: сделано в Китае Змеи, рожденные для полета Вернуться в раздел Китайские праздники |
| [ Вверх ] | | |
|