ЛЕКАРСТВА
Из множества лекарственных форм, известных тибетской медицине, т.е. отваров, порошков, пилюль, микстур, лекарственных масел, зольных лекарств, высушенных отваров, лечебных вин, лекарств из драгоценностей, лекарственных жиров, различных видов суппозиториев, в Забайкалье применяют в основном отвары и порошки, хотя в самых необходимых случаях и другими лекарственными формами не пренебрегают.
Приготовление лекарственных форм начинается со сбора, заготовки лекарственного сырья. Существует множество и зафиксированных в литературе, и устных, передающихся от учителя к ученику, рекомендаций по сбору лекарственных растений, минералов и иного сырья. Так, водолюбивые растения рекомендуется собирать не слишком близко от воды, но и не в засушливых местах - если растению для впитывания влаги требуется приложить некоторые усилия, сила его увеличивается, и сила воздействия на организм будет также большой. Корни, ветви и стебли растений собирают, как правило, осенью, когда растение "укрепило" себя на долгую зиму. Листья и побеги собирают в период их роста и в сезон дождей, когда они полны соков. Цветы собирают перед началом увядания, а плоды - созревшими. Есть масса других общих правил и правил частных, касающихся групп растений и их отдельных видов. Описывать их здесь не представляется возможным - это тема отдельного исследования. Здесь же хотелось бы коснуться ряда вопросов, имеющих отношение к самим основам лекарственной терапии.
Первое, что следует учесть, это тот факт, что лекарство врач назначает только после постановки диагноза, точного отнесения конкретной болезни конкретного человека к определенной группе, к классу, типу болезней, к частному виду болезни. В несложных случаях достаточно определить, является ли болезнь болезнью жара или болезнью холода, какие органы и ткани затронуты болезнью.
Однокомпонентные лекарства, скорее, исключение, чем правило. Они применяются лишь в неотложных случаях для снятия острых приступов болезни, если у врача нет готовых лекарств, необходимых для излечения болезни.
Например, лекарственное средство gangga chung это пустырник сибирский или панцерия. И тот и другой вид лекарственного сырья применяют, как правило, качестве одного из компонентов различных лекарственных составов. Однако в случаях острых головных болей вследствие подъема или жара желчи врач может для снятия болей дать панцерию в виде порошка для приема внутрь в количестве 1 дозы один-два раза в день в течение нескольких дней. При этом учитывается характер болезни (подъем или жар желчи) и основные характеристики лекарственного средства.
"Gangga chung. Вкус - горький. Сущность - охлаждающая. Воздействие - устраняет жар; движет желчь. Применение - успокаивая болезни жара желчи, очищает [организм от последствий жара ]; помогает также при головных болях и жаре печени" [10, с. 184].
Одна доза - это 0,7 мл для порошков и 0,9 мл для отваров.
Лекарственное средство dza ti - мускатный орех. При сердечных приступах вследствие болезней ветра сердца небольшой кусочек мускатного ореха, размером со спичечную головку, кладут в рот и разжевывают до полного растворения.
Основание.
"Dza ti. Вкус - острый. Сущность - теплая. Воздействие - подавляет ветер; устраняет болезни сердца;
порождает теплоту. Применение - полезен при болезнях ветрового происхождения, при понижении теплоты желудка и печени, отсутствии аппетита, болезнях холодного ветра и т.д." [10, с. 148].
Многокомпонентные лекарства могут включать в себя от двух до нескольких десятков компонентов. Возьмем для примера простое трехкомпонентное лекарство, принимаемое при болезнях сердца 156, с. 109].
Tsandan gsum thang (отвар "сандал-3"). В равных пропорциях смешивают порошок сандала красного, мускатного ореха и хорошо высушенного плода сливы. Одну дозу лекарства, растворив в трех стаканах воды, кипятят до остатка в 1 стакан (200 мл), принимают один раз в день в полдень, за 1 час до еды и не ранее, как по прошествии 1 ч после предыдущего приема пищи. Курс лечения - 15 или 21 день, при необходимости после семидневного перерыва курс повторяют. Важно смешивать компоненты любого лекарства в той последовательности, в какой они перечислены в рецепте.
Основания.
1. "Красный сандал. Вкус - вяжущий. Сущность - охлаждающая. Воздействие - устраняет жар; иссушает плохую кровь; разрушает опухоли. Показания: проникновение жара в кровь, приумножение плохой крови, противостояние крови и ветра. Способствует лечению отеков конечностей при наружном [применении в виде] мази" [10, с. 147].
2. Мускатный орех. (См. выше.)
3. "Плод сливы. Вкус - сладкий и кислый. Сущность - уравнивающая. Воздействие - устраняет жар; излечивает болезни сердца. Показания: полезен при проникновении жара в сердце и других сердечных болезнях ветрового происхождения" [10, с. 161].
Анализ лекарства,
Прежде всего обратимся к описанию болезней ветра сердца:
"Ветер сердца - это болезнь расстройства функций всеохватывающего (ветра).
Непосредственные условия [заболевания]. Печаль, чрезмерная умственная деятельность, гневливость, выслушивание неприятных речей. Также испытание ужаса, испорченная пища, плохой сон и т.д.
Симптомы заболевания. Сильное сердцебиение, беспричинная подавленность, сильная забывчивость, а также душевное смятение. Одни молчат, другие не перестают говорить на любую тему. Сон укорачивается, тело легкое, головокружения. Болезненные основы испытывают то подъем, то успокоение. Иногда [больной ] лежит полном изнеможении. Аппетита нет. При надавливании на VI и VII позвонки ( V и VI грудные позвонки. В.П,) и черно-белый промежуток (точка в месте перекрещивания нитей, протянутых от шейной впадины лощинки груди и между правым и левым соском груди.
- В.П.) ощущается непереносимая боль. Неблагозвучные речи причиняют страдания. У женщин уменьшаются менструации, вплоть до [полного] прекращения их, либо становятся чрезмерно [обильными). Мясо сохнет. Пульсация каналов ослабленная и пустая. Моча голубоватая, легкая и очень пенистая. Середина языка в трещинках, отмечаются и другие проявления [заболевания]" [10, с. 460-461].
Итак, болезнь ветра сердца - это расстройство функций одного из пяти функциональных ветров тела, всеохватывающего, отвечающего за большую часть деяний тела, речи и мысли.
Пораженный орган - сердце, область проявления! махабхуты огонь в теле.
Сущность ветра - холодная, а сердца - теплая. Следовательно, речь идет о борьбе жара и холода в сердце.
Красный сандал, обладая вяжущим вкусом (земля + ветер) и охлаждающей сущностью (в других источниках - достоинством), устраняет жар крови (крови - желчи) сердца.
Мускатный орех, обладая острым вкусом! (огонь + ветер), устраняет слизь сердца (нервную реакцию на холод) и, обладая теплой сущностью (достоинством), подавляет, устраняет холод ветра.
Плод сливы, обладая вкусом сладким (земля + вода)! и кислым (земля + огонь) и сущностью (достоинством), уравнивающей жар крови и холод ветра, приводит тем самым в равновесие жар и холод и способствует нормализации функций всеохватывающего ветра.
Еще пример. Четырехкомпонентное лекарство ma nuj bzhi thang (отвар "девясил-4"). Известно 25 вариантов этого лекарства, применяющихся при различных заболеваниях, но основу каждого при этом составляет ma nuj
- девясил высокий.
Первый вариант [56, с. 101 ] применяют при незрелом жаре.
Измельченные в порошок корень девясила высокого, корень софоры желтоватой, древесину малины, корневище кемферии галанга смешивают в равных пропорциях.
Для уничтожения болезнетворных микроорганизмов добавляют измельченный в порошок засушенный плод семикарпус биладур в равном с другими компонентами количестве. Готовят отвар, принимают по два-три раза в день. Устраняет незрелый жар. (В пропорциях 0,5:1:2:0,2 этот же вариант лекарства устраняет пустой жар.)
Основания.
1. "Девясил высокий. Вкус - сладкий, горький, острый. Сущность - уравнивающая. Воздействие - уравнивает ветер и кровь. Излечивает темно-красную слизь. Снимает боли. Применение - помогает при жаре желудка, болезни темно-красной слизи желудка, а при отсутствии таковых помогает при коликах ветра" [16, с. 164].
2. "Софора желтоватая. Вкус - сладкий, горький, острый. Сущность - уравнивающая. Воздействие - уравнивает сочетания [расстроенных "виновников], устраняет жар ветра, уничтожает заразные заболевания и т.д." [10, с. 168].
3. "Малина обыкновенная. Вкус - сладкий и вяжущий. Сущность - уравнивающая. Воздействие - уравнивает сочетания, прекращает кашель, устраняет жар от интоксикации. Применение - помогает при гриппе, незрелых заразных заболеваниях, кашле, болезнях ветра и т.д." [10, с. 169].
4. "Кемферия галанга. Вкус - острый. Сущность - теплая. Воздействие - порождает теплоту, плавит пищу устраняет слизь и ветер, движет кровь. Применение - помогает при уменьшении теплоты желудка, непереваривании пищи, болезнях слизи и ветра, малоподвижности крови в связи с белокровием и т.д." [116, с. 156].
Болезнь незрелого жара означает:
"Незрелый жар - это жар, к которому в самом начале присоединились слизь и ветер; [раздуваемый] ветром жар охватывает все составляющие тела и разрушает их; слизь же, подобно подавляющему огонь сырому полену, подавляет начальный жар, и жар своими силами не способен распространяться. В таком случае говорят о незрелом жаре.
Непосредственные условия [заболевания]. Это болезнь жара [возникает] в благоприятствующих порождению слизи и ветра местности, время года, возрасте, либо же когда в условиях неограниченного развития жара проводится чрезмерно охлаждающее медикаментозное и корригирующее лечение.
Симптомы болезни. Голова, руки, ноги - все болит, охватывает озноб, [появляется] гусиная кожа, пушковые волоски поднимаются, ночью охватывает жар, сон делается тревожным, появляется зевота, пребывание у огня и на солнце приносит чувство удовлетворения, [больного] ужасно трясет.
Пульсация быстрая, природа ее меняющаяся. Моча оранжевая, смешанной природы. Язык светлый, на кончике языка красные ветровые язвочки..." [10, с. 387].
Провести анализ лекарства на основании характеристик сырья, данного выше описания сущности болезни, непосредственных условий ее возникновения и симптомов болезни с учетом изложенного в книге материала особой трудности не составит. Однако хочу заметить, что для более сложных случаев принимаются во внимание не только сущность лекарственного сырья (теплое, охлаждающее, уравнивающее), но и все 17 достоинств, которыми в разных количествах то или иное сырье обладает. Свойства лекарственного сырья описаны, например, в [25], рецепты приводятся в [56].
В.Н. Пупышев. "Тибетская медицина. Язык, теория, практика."
Обсудить на форуме !
Напоминаем, что подход к организму человека строго индивидуален. Проконсультируйтесь со специалистом перед попыткой применить вышеуказанные методики.
|